Урок-конспект по теме: "Осень в картинах русских художников"
Цель урока:
- - Воспитать в детей эстетическое восприятие действительности;
- - Развить воображение;
- - Научить детей сравнивать, оценивать, анализировать;
- - Развить у детей любовь к прекрасному;
- - Подтолкнуть детей к поиску, исследованию;
- - Уметь доказывать свое мнение.
Оборудование урока:
- - Выставка портретов русских художников;
- - Выставка картин русских художников;
- - Аудиозапись музыки – вальс Вивальди «Времена года»;
- - Аудиозапись стихотворения Ивана Бунина «Лес точно терем расписной»;
- - Листки на парте формата А4, карандаши.
Планируемые результаты:
Привить чувство правильных культурных предпочтений, хорошего вкуса. Развивать эрудицию.
Рекомендуемые картины для анализа:
- В. Поленов. Золотая осень. 1893;
- И. Левитан. Золотая осень. 1895;
- И. Шишкин. Золотая осень. 1888;
- И. Остроухов. Золотая осень. 1887;
- С. Андрияка. Золотая осень. 1985;
- С. Герасимов. Золотая осень. 1956;
- С. Петров. Золотая осень. 1997;
- Ю. Клевер. Осенний парк. 1898;
- Г. Мясоедов. Осеннее утро. 1893;
- А. Осипов. Осень в Сокольниках. 1947;
- А. Саврасов. Осень. 1871;
- И. Шишкин. Осень. 1892;
- В. Коркодым. Золото осени;
- И. Левитан. Осень;
- Г. Мясоедов. Осенний пейзаж;
- Е. Волков. Золотая осень. Тихая речка;
- А. Киселев. Осень. Ветреный день. 1903;
- + другие на выбор учителя.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний:
Учитель:
- «Дети, давайте вспомним, - какие времена года мы знаем?»
- «После какого времени года наступает осень?»
- «Какие изменения происходят в природе осенью?»
- «Чем нравится и чем не нравится вам осень?»
Дети высказываются, отвечают.
3.Тема урока - Осень в картинах русских художников
Учитель:
- «Итак, дети, давайте послушаем аудиозапись И.Бунина «Лес точно терем расписной»».
Дети слушают.
Учитель:
- «Видите, как художественно осень описал поэт. Мы с вами сегодня будем знакомиться с художниками, которые рисовали осень.»
- «Понравилось ли вам стихотворение? Знаете ли вы другие стихи или песни про осень?»
- «Как вы думамете, - есть ли связь между художниками и поэтами, которые рисовали осень?»
Дети отвечают.
Учитель:
- «Правильно, и художники и поэти осень воспримимают чувственно, эмоционально. Они передают нам свое впечатление: одни кистью на холсте, другие пером на бумаге. Осень рисовали такие известные художники: Бродский, Шишкин, Жуковский, Герасимов, Поленов, Левитан…»
Учитель показывает портреты художников, их картины.
1 картина
Учитель:
- «Дети, все картины о природе называются – пейзажами.»
Учитель тихо включает запись Вивальди «Времена года»
- "Самая известная русская картина, на которой изображена осень – это картина Левитана – «Золотая осень»».
Учитель еще раз показывает портрет художника и его картину.
- «Посмотрите на эту картину»
Вопросы о картине:
- «Что вы видите на этой картине?»
- «Какие краски использовал художник?»
- «Какие признаки осени читаются на этой картине?»
Учитель:
- «Правильно дети, Левитан передал и осеннее небо, и глубокую синеву реки, которая бывает осенью, и золото уходящего лета, и тихую грусть осеннего дня. Смотришь на картину и ощущаешь тепло осеннего погожего дня. Слышишь, как шуршат золотые листья на березках, тихое течение реки. Все в движении,- и даже время.»
- «Дети, а все ли деревья золотые?»
- «Вспомните какими красками окрашен весенний лес?»
2 картина
Учитель:
- «А теперь, ребята, мы познакомимся еще с одной известной картиной «Осенний пейзаж. Парк в Павловске» Шишкина»
Вопросы о картине:
- «Что вы видите на этой картине?»
- «Какие краски использовал художник?»
Учитель:
- «Правильно, ребята, здесь осень другая – более поздняя. Небо здесь серое, затянутое тучами. Опустевший, поредевший парк. Потемневшая от дождей листва. В пруду остывшая вода.»
- «Видите, ребята, у каждого художника своя осень. Она разная. У каждого из них она вызывает разные чувства. Поэтому каждый художник использует свои линии, цвета, светотени, свои краски.»
Развивающее упражнение
- «Возьмите, ребята, лист и карандаши и нарисуйте осень такую, какой ее представляете себе ее вы.»
Вопросы:
- «Какие краски вы будете использовать? Почему?»
- «Почему вы нарисовали именно это?»
- «Хотели бы вы уметь рисовать, как настоящий художник?»
Учитель:
- «Можно подытожить, что осень рчень красочная пора. Осень – она сама как художник, разрисовывает всю природу в свои цвета.»
Домашнее задание
Задание по рядам:
- 1 ряд. Проанализируйте картину В.Поленова «Золотая осень»
- 2 ряд. Проанализируйте картину И.Левитана «Осень. Дорога в деревню»
- 3 ряд. Проанализировать картину Герасимова «Дары осени»
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.